Сестра Митяя Зворыкина — Елена Акопиан


Сестра Митяя Зворыкина — Елена Акопиан

Данная публикация является своего рода продолжением или, скорее, развитием публикации [1] об одном из достаточно ярких представителей Муромского рода Зворыкиных, крупном российском специалисте в области водоснабжения и канализации, инженере — механике Зворыкине Леониде Степановиче (1882 – 1953) и о его семье, в которую входили сами по себе яркие, интересные личности такие, как его сын, Д.Л. Зворыкин, более известный в мире российских яхтсменов - парусников как знаменитый «Митяй», сестра «Митяя» — артистка театра и кино Елена Акопиан, известная в артистическом мире Европы и Америки как знаменитая M-me Elene Komisarjevskaia и Mrs Elene Balieff, дед «Митяя» по материнской линии член — корреспондент АН СССР, знаменитый нумизмат и музейный деятель А.В. Орешников.

В отмеченной публикации были приведены краткие сведения о всех членах семьи Л.С. Зворыкина и показана построенная автором частичная поколенная схема семьи, ограничивающаяся ближайшими по отношению к Л.С. Зворыкину и его жене поколениями. В публикации отмечалось также, что имеющиеся в печати сведения и о Л.С. Зворыкине, и о членах его семьи крайне неполны, изобилуют лакунами, так называемыми «белыми пятнами», противоречивы и требуют дальнейшего уточнения.

И надо признать, что такие уточнения осуществляются постоянно со стороны историков, отдельных публицистов, энтузиастов генеалогов, занимающихся генеалогией Муромского рода Зворыкиных и многих других лиц. Но почему-то всеми такими современными «Зворыкиноведами» как–то без внимания было оставлено одно литературно-историческое произведение мемуарного характера с названием «Напишите мне в альбом» [2], хотя оно и было издано уже порядочно давно, еще в 2004-м году.  Между тем в данном источнике содержится целый  ряд довольно любопытных фактов и сведений (включая не публиковавшиеся ранее фотографии), относящихся к семье Л.С. Зворыкина, которые устраняют многие из «белых пятен» в многочисленных имеющихся публикациях об этой семье (см. [3 - 18]) и будут интересны многим, интересующимся Муромским родом Зворыкиных и его знаменитыми представителями.

В значительной степени  это относится к такой интересной и во многом загадочной для её биографов фигуре и личности, как Елена Аркадьевна Акопиан.

Фамилия Акопиан для Елены Аркадьевны, которую в семье по-домашнему все называли Лёля, была её девичьей фамилией по её отцу Аркадию Акопиану.

Кстати, здесь  надо отметить, что в различных биографических и энциклопедических справочниках в статьях, посвященных Е. А. Акопиан  (а таких, надо сказать, написано не мало: достаточно упомянуть лишь [3-5]), древняя российская фамилия Акопиан искажается и обычно пишется на армянский манер,  как Акопян, что, конечно, не правильно.

С Е.А. Акопиан связано много захватывающих историй, легенд. воспоминаний, связанных с богемным, времен русского серебряного века,  миром артистов, поэтов, художников  и различных других представителей и деятелей искусства.

В неё был безответно и безнадежно влюблен певец, композитор, поэт,  кумир эстрады середины 1920-х и боле поздних вплоть до 1950-х годов А.Н. Вертинский. Ей писал и читал свои стихи В.В Маяковский. Её близкими друзьями были артист И.В. Ильинский, режиссер и актер А.Я.Таиров. Письма к ней писал художник - «Мирискусник», критик и мемуарист М.В. Добужинский.  Один из её великолепных портретов (см. Илл.1) создал сын Федора Шаляпина (тоже знакомого  с ней) художник Борис Шаляпин. Уже в поздние свои годы, живя в Америке, она неоднократно навещала всемирно известного американского пианиста, первого победителя Международного конкурса им. П.И. Чайковского (1958г.) Вана  Клиберна в его Нью – Йоркской квартире, и подолгу беседовала с ним.

В разные свои годы она была замужем за режиссером, театральным критиком и художником Ф.Ф. Комиссаржевским, а впоследствии за артистом, режиссером, основателем эстрадного театра «Летучая мышь», «отцом» Русской эстрады  Н.Ф. Балиевым.

И ко всему этому и прочему она была любимой старшей дочерью Надежды Алексеевны Зворыкиной (по первому её браку Акопиан), жены Леонида Степановича Зворыкина и старшей сестрой их сына (от второго брака) Дмитрия , знаменитого «Митяя»

 


Илл. 1. Портрет Елены Балиевой. Художник Борис Шаляпин.

 

Возвращаясь к источнику [2], следует отметить, что содержащиеся в нем документированные сведения позволяют четко и однозначно установить отдельные хронологические даты и другие личные данные биографического характера, касающиеся конкретных членов семьи Л.С. Зворыкина и других связанных с ними лиц, которые ранее в других источниках рассматривались лишь как предполагаемые, и обозначались как приблизительные. На этой основе представляется правильным уточнить все ранее опубликованные сведения и данные по семье Л.С. Зворыкина.

Прежде всего это относится к поколенной схеме семьи Л.С. Зворыкина. Первоначальный  вариант такой  поколенной схемы был представлен в публикации [1] (см Илл. 2), а её последующий, уточненный вариант показан на Илл.3.

 


Илл. 2. Первоначальный вариант поколенной схемы семьи Л.С. Зворыкина

 


Илл. 3. Уточненный вариант поколенной схемы семьи Л.С. Зворыкина

 

(Примечание: условные обозначения к обеим показанным  схемам одинаковы и  показаны внизу схемы на Илл. 3)

Отличие уточненного варианта поколенной схемы от первоначального в том, что в уточненный вариант включена нигде ранее не упоминаемая еще одна из сестер Митяя Зворыкина (и, соответственно всех других его сестер и братьев), которая именовалась Ниной, и кроме того в уточненном варианте указаны достоверные хронологические даты рождения и кончины каждой из сестер.

В источнике [2] приведены фотографии указанных в поколенной схеме родителей жены Л.С. Зворыкина  Надежды Алексеевны (в девичестве Орешниковой). Они воспроизводятся здесь ниже на Илл. 4.

 


Илл. 4. Фотографии тестя (А.В Орешникова) и тещи (Е.Д. Орешниковой)
Леонида Степановича Зворыкина.

 

В том же источнике [2] приведена отдельная фотография тестя Л.С. Зворыкина Алексея Васильевича Орешникова, ставшего впоследствии знаменитым ученым, членом - корреспондентом Академии Наук СССР. Фотография эта также воспроизводится здесь на приводимой далее Илл.5.  На показанной фотографии, датированной 1932 годом, А.В. Орешников запечатлен уже в пожилом возрасте, незадолго перед своей смертью (а умер он в 1933 году) в традиционном головном уборе ученых – академической ермолке.

У Алексея Васильевича Орешникова было пять  дочерей. (Старшая из них - Надежда впоследствии  стала женой Л.С. Зворыкина и матерью их сына Дмитрия – «Митяя»). Фотография всех пятерых дочерей А.В. Орешникова сестер Орешниковых также приведенная в источнике [2], показана  на Илл. 5

Сестры Орешниковы выросли в своем родительском доме, в Москве на Земляном валу. И, как отмечается в том  же источнике [2], все они были очень талантливы. Кроме классического гимназического образования получили разностороннее домашнее. Прекрасно владели французским и немецкими языками, играли на фортепиано и т. д. и пр..Старшая – Надежда - была замечательной пианисткой. Она училась в консерватории в Москве у педагога-пианиста, профессора К.Н. Игумнова.

Все сестры вышли замуж вскоре после окончания гимназии каждой из них. Были очень близки и дружны на протяжении всей их жизни.

 


Илл. 5. Ученый с мировым именем – А.В. Орешников

 


Илл. 6. Фотография сестер Орешниковых.
(На фотографии вторая справа – будущая жена Л.С. Зворыкина и мать их сына Митяя – Надежда Алексеевна Зворыкина).

 

Вглядитесь в показанные на фотографии лица: какие они  у всех здесь прекрасные !

Такие открытые, ясные, чистые  лица любил запечатлевать на своих полотнах художник В.А. Серов. И не случайно наш знаменитый кинорежиссер Михалков Н.С. в качестве своего объяснения ажиотажа и случившегося небывалого бума вокруг выставки картин Серова в Третьяковке в конце 2015 года назвал то, что сейчас наше общество, наш народ просто истосковался по хорошим, светлым лицам,  которые можно увидеть на картинах Серова В.А. прошлого времени. Ему «обрыдли» все эти современные, насквозь пропитанные узким меркантилизмом, абсолютно бездуховные, живущие только материальными интересами даже уже не лица, а рожи какие-то. Конечно и сейчас еще кое –где можно встретить «светлые лица», но они уже редки, а раньше были в большинстве. И именно к таким можно отнести всех показанных на фотографии, представленной на Илл. 6.

Из четырёх дочерей Надежды Алексеевны Зворыкиной (в первом браке Акопиан) наиболее интересной и,  как уже отмечалось, яркой личностью была её старшая дочь Елена, носившая последовательно фамилию Акопиан, Комиссаржевской и Балиевой. В источнике  [2] приведены несколько её фотографий, которые воспроизводятся далее (в последовательности указанного времени (года) их фотосъемки) на Илл. 7 – 9.

На первой фотографии (Илл. 7), время съемки которой относится к концу 1920-х годов, заснята тогда еще Комиссаржевская Елена со своим художественным руководителем Балиевым Н.Ф..На фотографии сделана надпись на русском языке:  «От странствующих музыкантов» с автографами (подписями) Е. Комиссаржевской и Н. Балиева, выполненными на английском языке, и нанесена пометка (также на английском языке):  «Los Angeles.Cal <ifornia>».

 


Илл. 7. Фотография играющих на музыкальных инструментах
Е. Комиссаржевской и Н. Балиева.

 

Конечно выглядит  Н. Ф. Балиев на этой фотографии (и на других тоже), да еще и рядом с Еленой Комиссаржевской, далеко не изящно. Но такой его аляповатый внешний вид искупался и даже чрезмерно другими его достоинствами.

Вот, например, что пишет о нем двоюродная сестра Е.А. Комиссаржевской Н.Б. Соллогуб [2]: «Никита Федорович был чудный. Обаятельный, веселый. Мы все его страшно любили... Когда он что-то говорил, все беспрестанно хохотали. В него можно было влюбиться...Феноменальный был человек. Он как раз был в том круге интеллигенции, которая помогала как – то выжить в эмиграции; это и труппа Художественного театра, и театр «Летучая мышь», и Рахманинов».

На следующей фотографии (см. Илл. 8) Елена Комиссаржевская заснята со своим сыном Вадимом.

 


Илл. 8. Елена  Комиссаржевская со своим сыном Вадимом. (Париж,1927 год.)

 

А на последующей иллюстрации (Илл.9) приведена  фотография с еще одним снимком Елены Комиссаржевской в компании с её будущим мужем Н.Ф. Балиевым и другими попутчиками по кораблю на его пути в Америку  в 1933 году.

 


Илл. 9. Е. Комиссаржевская (вторая справа) с Н. Балиевым (первый слева)
и другими попутчиками по кораблю на пути в Америку. (1933 год).

 

Возвращаясь к сыну Елены Комиссаржевской Вадиму, надо отметить, что о его дальнейшей судьбе есть рассказ уже упомянутой Н.Б Соллогуб. Вот что она пишет [2]:

«Вадим, Джим родился в Англии. Леля (Елена Комиссаржевская – Н.З.) разошлась с Комиссаржевским. Впоследствии она вышла замуж за Никиту Балиева и была очень счастлива с ним. А уже потом, после войны, Леля работала в балетной школе в Нью – Йорке при «Метрополитен опера». А Вадима я больше никогда не видела. Во Францию он не приезжал, и родственных чувств у него к нам никаких не было. Леля рассказывала, что он чем – то занимался в кинематографе, не преуспел...как и его отец увлекался женщинами. После смерти Лели в 1981 году приехал в Америку забрать её вещи, всё промотал и вскоре умер».

Есть также краткая справка о судьбе сестер Елены Акопиан: Натальи, Нины и Софьи.

Наталья Аркадьевна Акопиан (1896-1967) – была литературным редактором, работала в Московских издательствах, Государственном литературном музее. Её портрет, созданный художником Н.Кузнецовым (см. Илл. 10) приводился ранее в моей публикации [1].

 


Илл. 10. Портрет Натальи Аркадьевны Акопиан. Художник Н.Кузнецов. 1912 год.

 

На этом портрете она похожа на её сестру Елену.

Другая их сестра Нина (1902-1977) была машинисткой. В годы войны потеряла сына и мужа, одна растила двоих своих младших детей.

Младшая сестра Елены Софья (1903-1983), имевшая в замужестве фамилию Савари, работала администратором студенческого общежития МГУ.

Вот таковы весьма краткие и наиболее существенные сведения о сестрах Акопиан, составляющих значительную часть той большой  Московской семьи Зворыкиных, история которой охватывает боле чем три четверти выпавшего на долю этой семьи неспокойного , грозового, противоречивого и часто жестокого  XX века, семьи о которой с невольным восхищением и теплой грустью писали в своих воспоминаниях, очерках, статьях (см. [6, 8, 9, 11, 12, 17]  многие из тех, кому довелось по их жизни как-то соприкасаться с этой замечательной семьёй.

Ну, а помещенные в данной публикации фотографии, портреты – это всё «остановленные мгновения» (как называю я их) из жизни этой семьи.

В общем случае «остановленными мгновеньями» могут быть картины, портреты, рисунки, скульптурные изображения и фотографии, снимки. Относительно последних никак нельзя согласиться с мнением старейшины российских писателей и можно сказать одним из глубоких  наших нынешних «мыслителей» Даниилом Граниным.

В своих «Причудах памяти» [19] Гранин пишет:

«Живопись – жизнь, которую окликнули, она остановилась взглянуть на вас. Будь то портрет или пейзаж, в любом случае картина позволяет вглядеться в подробности. Потому что портрет или пейзаж – они остановлены. Фотография же не останавливает жизнь, а убивает её. И затем придает трупу нужное положение. Фотограф подстережет нужный момент и выстрелит в него. Художнику движение не мешает, ему нужны одновременно  и смех и слезы, и ветер и покой».

Вот о фотографиях - это не правда. Иная фотография вмещает в себя больше жизни, чем самая великолепная картина. Картина всегда во многом придумана художником, она всё же искусственна, как бы хороша не была, а фотография - сама ничем не прикрашенная реальность, сохраняющая для времени все признаки того момента, когда она была заснята. Даже без специально организованного фотографом позирования  фотографируемых, а наоборот, когда они естественны, фотография может показать всю красоту людей в момент какого-то процесса, события и т.д..

Посмотрите, например, как прекрасны лица каждого из заснятых на представленной ниже фотографии (см. Илл. 11) объединенных общим делом людей в какой-то из моментов осуществления этого дела. Здесь нет ни грамма позы, ненатуральности у кого-либо из сфотографированных. Конечно, эта фотография прекрасна сама по себе прежде всего потому, что здесь заснята сама молодость в самом её расцвете. Заснятый вместе со всеми пожилой уже Митяй Зворыкин (на фотографии он в центре) в расчет может не приниматься, хотя среди молодежи он тоже прекрасен своим уловленным во время съемки  выражением лица. А лица у всех здесь поистине прекрасны: светлые, не испорченные, не загаженные мерзостями нашей жизни. Это именно о таких лицах говорилось в связи с выставкой картин художника В.А. Серова, что было отмечено в начале данной публикации.

Показанная же здесь фотография уже приводилась ранее в моей публикации [1]. На ней заснята сборная команда яхтсменов спортобщества «Буревестник» на первенстве Москвы в 1958 году.

 


Илл. 11. Команда яхтсменов спортобщества «Буревестник». 1958 год

 

Конечно же созданные художником мастером картина, портрет, рисунок и т.п. всегда прекрасны потому что они передают красоту, вложенную в них таким художником, какое бы уродство при этом им  не изображалось, и, как отмечает Д. Гранин, во всех таких случаях  они «позволяют вглядеться в подробности» остановленной художником жизни. Но и старые фотографии, обычно с коричневатыми, прежнего прошлого времени тональными оттенками сепии, пусть даже любительские, не обладающие современными различными цветовыми, монтажными и другими фотошоповскими эффектами, они всегда более искренние, более естественные и несмотря на то, что иногда имеют различные царапины, трещины и образовавшиеся со временем разные цветовые дефекты и повреждения, все они своеобразные свидетельства ушедшего времени, его остановленные мгновенья, что одно только уже прекрасно само по себе, когда видишь такие фотографии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА (ИСТОЧНИКИ)

 

1. Зворыкин Н.М. Муромские Зворыкины – ученые, изобретатели , известные специалисты. Разд. 12. Зворыкин Леонид Степанович // zvorykins.ru /publication/

2. «Напишите мне в альбом...»: Беседы с Н.Б. Соллогуб в Бюсси – ан – От / Авт. сост. О.А. Ростова; Коммент. Л.А. Мнухин. М.: Русский путь, 2004. – 280 с.

3. Комиссаржевская Елена Аркадьевна // dic.academic.ru>dic.nsf/ruwiki/1698524

4. Балиева Елена Аркадьевна | Энциклопедия // gruzdoff.ru>wiki/Елена_Балиева

5. Балиева Елена Аркадьевна – википедия фото // org-wikipedia.ru>wiki/ Балиева_Елена_Аркадьевна

6. Позин А.Н. Митяй, очерк, «Москва», 2009, № 9, С. 220 – 230.

7. Воробьев В.П. Mrs. Elene Balieff //
www.za-nauku.ru/index.php?option=com_content&task=view

8. Воробьев В.П. Митяй Зворыкин //
za-nauku.ru/index.php?option=com_content&task=view

9. Воробьев В.П. Зворыкины (12 апреля 2010). Российская Ассоциация яхт класса «Финн», Сайт ассоциации Finclass.ru, рубрика История, Интервью // finnclass.ru>history/Zvoryhkinyh

10. Григорьев Л.Н. Первое плавание московских яхтсменов. Яхта Сюрприз // yacht-surprise.ru>index.php,,,yakhsmenova-na…

11. Мошковский С.Я. Мои плавания – Яхта Сюрприз //
yacht-surprise,ru…vsyako-vsyachina…moi-plavania

12. Чумаков Александр Александрович, заслуженный тренер РСФСР отмечает юбилей – 85 лет // seaexpo.ru>ru/miscellaneous/company-news/1_...

13. Козлов В.А. И паруса - как крылья птицы //
finnclass.ru>…Victor-Kozlov-I-PARUSA-KAK…YA-PTICYH

14. Воробьев В.П. Спорт при Сталине глазами студента //
za-nauku.ru/index.php?option=com_content…view…225

15. Воробьев В.П. Ау, люди, где вы? // yablor.ru>blogs/au-lyudi-gde-vi/92335

16. Савин Н.Г. Нога Владимира Зворыкина. Газета «Тихоокеанская звезда» // www.toz.khv.ru/newspaper/.../2009_08_08_noga_vladimira_zvorykina|

17. Российская Ассоциация яхт класса «Финн». Виктору Александровичу Козлову – 80! Фото Finnclass.ru // finclass.ru>…Viktoru-Aleksandrovichu-Kozlovu-80

18. К 100-летию выдающенося яхтсмена. Журнал «Катера и яхты»,2008, № 2 (212), С.10.

19. Гранин Д.А. Причуды памяти. – М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2015. – 447 с. – (Наш XX век).

Автор публикации, к. т. н.
Зворыкин Н.М.,
3 марта 2016 года

Обратно к списку публикаций